14 ноября исполнилось 80 лет одному из основателей парусного спорта Волгоградской области – Кулакову Рафаилу Васильевичу.
Познакомившись с парусными яхтами еще до Великой Отечественной Войны, это человек внес неоценимый вклад в становление парусного спорта в регионе, развивая и совершенствуя систему судейства, обмера и продвижения паруса как олимпийского вида спорта.
Автобиография.
Мое первое знакомство с парусными судами состоялось в 1938 году на водной станции им. Шверника, которая находилась на Центральной набережной Сталинграда (Волгограда) на месте нынешнего речного вокзала. Мой отец приводил меня семилетнего мальчишку, поглядеть на пловцов, прыгунов с вышек в воду и гребные лодки. Но больше всего меня привлекали парусные суда с высокими парусами. Видя мое любопытство, яхтсмены разрешали побывать на борту яхты, рассмотреть и потрогать настоящую яхту. Этим мое знакомство с парусом и закончилось. В войну летом 1942 года мы эвакуировались в Николаевку, затем в Иловатку. Вот здесь мне с рыбаками удалось походить под парусами на рыбацкой лодке с квадратным парусом, мачтой и шпрюйтом. Думаю, что эти плавания под парусом и определили мою судьбу.
После возвращения в Сталинград я закончил школу и пытался поступить в Батумское мореходное училище. Поступить не удалось, но мечту о парусе и море не оставил. В 1947 году с другом нашли разбитую лодку, отремонтировали, поставили рейковый парус и самостоятельно два сезона осваивали хождение под парусом. В конце 1948 года пошел работать в вагонное депо токарем-бандажником. Одновременно ходил в морской клуб ДОСААФ, где занимался на 6 весельных ялах под парусами. До 1952 года ходил на трофейном крейсерском швертботе, а также вооружил и осваивал полученный клубом швертбот «Олимпик». После службы в армии, продолжил занятия в клубе ДОСААФ, где был получен швертбот класса «Финн». На заводе мне удалось получить два швертбота б/у класса «М». В школе №19 около 20 учеников старших классов начали обучаться управлять этими З-х местными швертботами. Также клуб активно приобретал в 70-е годы новые яхты «Дракон», «Кадет», «Финн». С товарищами мы сами построили мотолодку с подвесным мотором для выполнения судейских функций. За большую работу в клубе ДОСААФ мне присвоили звание судьи Всесоюзной категории по морскому многоборью.
Первым в Волгограде сконструировал и построил крейсерский швертбот «Румб». Участвуя на нем во всесоюзном кубке Волги в 1972 году, выполнил норматив «мастера спорта». В дальнейшем на «Румбе» принимал участие во всех соревнованиях на Волге, а также на Кубке Нижней Волги.
Учитывая дефицит судей по парусному спорту, с 1950 года стал овладевать опытом судейства, начав с 3 категории, а в 1964 году стал судьей I категории. Заслуженный мастер спорта, первый чемпион СССР на швертботах Н.А. Мясников рекомендовал овладеть более редкой и сложной специальностью судьей-мерителем. На 23-й Поволжской регате участвовал под его руководством стажером-мерителем.
На 24 Поволжской регате выступал главным арбитром и мерителем. На первенстве РСФСР в 1968 году защитил звание судьи республиканской категории. С 1969 года стал принимать участие в большинстве парусных соревнований и спартакиадах РСФСР и СССР.
Избирался председателем ФПС Волгоградской области, в президиум ФПС РСФСР, СССР. Вместе с волжанином Ю. Драгуном провели обмеры судов Волгоградской области с выдачей мерительных свидетельств, что явилось большим вкладом в проведении Кубка Нижней Волги на «законных» основаниях. В 1980 году был приглашен судьей мирителем на Олимпиаду в Таллинн. Неоднократно проводил или принимал участие в семинарах мерителей РСФСР, СССР, где изучались Правила классов, международные правила соревнований на эти семинары пригладились и стажеры. Всесоюзный комитет заботился о том, чтобы мерители были на высоком профессиональном уровне и готовили будущую смену в виде стажеров. Лично я подготовил более 10 стажеров. Большинство семинаров проводилось во время соревнований.
Я стремился больше заниматься приобретением парусных судов, что содействовало увеличению численности молодых яхтсменов. Эти хлопоты давали плоды, руководство ВМФ СССР сообщило о выделении с Балтийского флота целую серию бывших в употреблении, но приличных хорошо оснащенных парусных судов из Калининграда, Таллинна. Меня направили выбирать лучшие яхты. Клуб ВМФ г. Баку выделил хороший «Дракон» и «Эмку» (швертбот кл. «М»). Таким образом, парусная секция морского клуба «ДОСААФ» стала самой массовой в городе, и успешно выступали на командных: соревнованиях на первенство России в составе сборной команды.
Создание Волгоградского водохранилища способствовало тому, чтобы парусный флот ДОСААФ и Волгограда стал выходить на просторы водохранилища. В значительной степени этому помог капитан-наставник Волжского речпорта Юрий Михайлович Фролов организовавший шлюзование и соревнования «Кубок Волгоградского моря» предшественника Кубку Нижней Волги.
Всероссийская Федерация Парусного Спорта поздравляет Рафаила Васильевича с юбилеем и благодарит за масштабный вклад в развитие парусного спорта нашей страны и Волгоградской области.