100 лет ВФПС

20 Мар

Российский парусный гоночный союз (РПГС, предшественник ФПС СССР и ВФПС) был учрежден весной, 14 марта 1912 года. В этот день Морской министр, адмирал Иван Константинович Григорович подписал Устав новой спортивной общественной организации.

Российский парусный гоночный союз возник под влиянием Международного союза парусного спорта и Союза Балтийских яхт-клубов, основанных в 1907 году. В Союз вошли столичные (Санкт-Петербургские) парусные клубы, объединившиеся для подготовки к Олимпиаде в Стокгольме, которая проходила летом 1912 года.

Первоначально в РПГС входили Императорский С.-Петербургский яхт-клуб, Императорский Речной яхт-клуб, Высочайше утвержденный Невский яхт-клуб, С.-Петербургский Парусный клуб, С.-Петербургский Морской яхт-клуб (Гаванское парусное Общество), Стрельнинский Парусный клуб.К 1915 году союз пополнился Императорским Эстляндским яхт-клубом (NJK), Териокским, Сестрорецким и Петроградским студенческим клубами. Базировался союз в С.-Петербурге.

Для вступления яхт-клуба в РПГС требовалось заявление, устав, список членов и судов, а также те данные, которые, по мнению союза, могли быть необходимыми. Вступление яхт-клуба в союз должно было быть одобрено Морским министерством.

Яхт-клуб (далее — союзное Общество), состоящий в Российском Парусном союзе, мог быть исключен на его Общем собрании за неуплату взносов, неустройство гонок и неучастие в состязаниях, организованных другим союзным Обществом.

На фото: Григорович Иван Константинович (1853-1930)

Через три года после основания, в марте 1915 года, Устав союза был существенно дополнен, хотя основные цели и задачи организации изменены не были. В Уставе (ни в редакции 1912, ни, тем более, в редакции 1915 г.) уже ничего не говорилось о подготовке к Олимпиаде. Цель организации была сформулирована более общо: «объединение в деле развития парусного спорта всех Российских яхт-клубов и парусных обществ, коим присвоены утвержденные правительством яхт-клубский флаг и устав». Предполагалось решение следующих задач:

· установление однообразных правил парусных гонок, правил обмера гоняющихся яхт, их классификации и учет времени сообразно гоночной силе яхт;

· установление однообразных яхтенных обычаев;

· установление дней и сроков открытия гонок между союзными клубами и обществами;

· рассмотрение и разрешение вопросов, касающихся толкования правил гонок и измерения судов и деления их на классы;

· решение споров и разбор апелляций и протестов по вопросам чисто спортивного характера.

В отличие от яхт-клубов находившихся с 1907 года в ведении Министерства торговли и промышленности, союз состоял в юрисдикции Морского министерства.

Каждое союзное Общество платило взнос, размер которого зависел от доходов этого Общества от членских взносов. Таким образом, многочисленные клубы должны были вносить большие суммы. Вопрос о том, сколько голосов имело каждое союзное Общество, решался на Общем собрании союза. Число представителей каждого Общества в союзе не могло превышать число принадлежащих ему голосов.

В соответствии с Уставом 1912 г.: «Каждое Общество (союзное) имеет один основной голос; сверх того, за каждую открытую гонку, устроенную им в минувшем сезоне, на которой было назначено не менее пяти первых призов в пяти отдельных разрядах, Общество получает по одному дополнительному голосу».

В случае совместной гонки, дополнительный голос Общество получало «лишь в том случае, если назначит на такую гонку не менее пяти первых призов в пяти отдельных разрядах». В открытой гонке могли принимать участие суда Обществ, не входивших в РПГС. Союзное Общество обязано было после каждой гонки в течение двух недель предоставить протокол и ее программу.

Яхта не могла быть занесена в списки судов Российского Парусного союза, если не все ее владельцы состояли членами союзного Общества.

Российский Парусный гоночный союз занимался и проведением своих гонок. Их было несколько видов:

· открытые международные гонки (устроенные по правилам Международного яхтенного гоночного союза);

· открытые союзные гонки (для судов клубов, членов РПГС). В открытых союзных или международных гонках могли участвовать только яхты, внесенные в регистр РПГС;

· закрытые внутренние гонки (для одного клуба). Союзное Общество не могло устраивать закрытые гонки в день, когда проходят открытые международные или союзные гонки.

В 1915 г. председателем союза был избран А.Ф. Гейден, представитель Императорского Петроградского (С.-Петербургского) яхт-клуба, а секретарем — В.В. Арнольд, возглавлявший Стрельнинский яхт-клуб. По его адресу и шла переписка на имя союза.

Издания Российского Парусного гоночного союза:

· Устав Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1913.

· Устав Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1915.

· Ежемесячный иллюстрированный журнал водного спорта «Рулевой». Орган Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1913.

Напомним, что сегодня на Олимпийских играх, в дисциплине «парусный спорт», разыгрывается 10 комплектов наград. Со дня основания РПГС российские спортсмены неоднократно становились Чемпионами мира и Европы и принесли в копилку нашей страны 28 олимпийских медалей, из которых 7 высшего достоинства.

Надо отметить, что кроме юбилея ВФПС, российские яхтсмены в этом году празднуют 100-летие первой олимпийской медали, эта бронзовая медаль была завоевана российскими спортсменами в классе «10 метров» в Стокгольме (Швеция). Состав экипажа: Эспер Белосельский, Эрнест Браше, Николай Пушницкий, Александр Родионов, Филип Штраух, Иосиф Шомакер, Карл Линдхолм.

В рамках празднования 100-летия ВФПС проведет в этом году серию мероприятий. Официальный старт юбилейного года будет дан на Московском Боут Шоу (пройдет с 20 по 25 марта в московском Крокус-Экспо), крупнейшие регаты сезона: всероссийский фестиваль «Паруса России» 12 июня, чемпионат и первенство России в олимпийских классах, Кубок ВФПС в классе «Оптимист», ряд крупнейших региональных соревнований, и как итоговое — национальная премия «Яхтсмен года», будут приурочены к этой торжественной дате.

Сегодня, Всероссийская Федерация парусного спорта (как правопреемник РПГС) отвечает за развитие всех форм яхтинга и входит в Международную Федерацию парусного спорта (International Sailing Federation, ISAF); ЕвроСАФ (European Sailing Federation, EuroSAF), а также, в качестве члена, во все девять международных ассоциаций олимпийских классов яхт, международные ассоциации классов, таких как Дракон, Микро и т.д.

Сайт Федерации – www.vfps.ru

Редакция сайта выражает благодарность вице-президенту ВФПС Владимиру Ильичу Логинову за предоставленные материалы и фотографии.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА

— является правопреемником Российского Парусного Гоночного Союза, основанного в 1912 году;

— восстановлена в членах Международной федерации парусного спорта (ИСАФ) с 1991 года.

Источник: ВФПС

Добавить комментарий